«Звук Творит Форму Живой Материи»

07image007 И было слово …

Интуитивно композиторы и музыканты всегда использовали в своём творчестве природные гармонии, и это не было для них чем-то сверхъестественным. Гармонии выстраивались очень просто: по принципу «нравится» — «не нравится». Человеческое существо, как неотделимая часть этого мира тоже гармонично вписано в окружающую реальность.

Но вот за дело принялись учёные, и в 20-е годы XX века немецкий исследователь Ганс Кайзер разработал на основе «лямбдомы» (таблицы частот Пифагора на основе которой осуществляется разделение звуков на ноты, тоны, полутоны и т. д.) теорию мировых гармоник.

Он обнаружил, что закономерности построения структуры вещества в природе также описывается звуковыми гармониками.

2-6-6000 Отношения, лежащие в основе гармонии в музыке точно связаны с математикой, а точнее, наоборот, это «Математика, несомненно, опирается на гармонию в музыке» — считал Кайзер, что позволяет вывести прямую взаимосвязь между тонами и числами, а числами можно удивительно точно описать звук, и стало быть, материю.

В своей работе «Акроазис» (греч. — «слух, слуховое восприятие») Кайзер писал: «Западная наука родилась в тот момент, когда была открыта и получила числовое выражение взаимосвязь между высотой тона и длиной струны — то есть была создана формула, позволяющая с предельной точностью выводить качество (высоту тона) из количества (длины струны или волны)».

Кайзер считал, что утрата этого простого понимания людьми и легла в основу разделения методов восприятия реальности на «научный» и «духовный». Гармоники легко объясняют единство и взаимосвязь первого и второго.

Еще один отрывок из «Акроазиса», где Кайзер рассуждает о взаимосвязи между гармоническими рядами и листьями растений: «Если спроецировать все тоны в пределы одной октавы (как это сделал Кеплер в «Harmonice mundi»), прорисовав все соединительные отрезки, в результате получится схематическое изображение листа растения.

Из этого следует, что октава, этот краеугольный камень любой музыкальной системы и основа слухового восприятия музыки, заключает в себе форму листа. Таким образом, получает новое, «психологическое» подтверждение теория Гёте об эволюции растений, выводящая, как известно, многообразие растительных форм из простейшей формы листа.

Многообразие форм цветка — 2 (4, 8…), 3 (6, 12…), 5 (10…) — можно рассматривать с точки зрения гармонии в качестве морфологических параллелей, соответствующих интервалам трезвучия… Только представьте себе, что это означает, когда в одном цветке одного растения проявляется точное деление на три и в то же самое время — на пять.

Даже самым ярым скептикам придется признать, что в душе каждого растения заключен некий формообразующий прототип (в данном примере — терции и квинты), придающий цветку, как и музыке, определенную форму по сходству с музыкальными интервалами".

В рамках своего учения о звуке Кайзер разработал теорию взаимосвязи законов гармоник и архитектуры. Впрочем, эту взаимосвязь еще веком раньше подметил Гёте, которому принадлежит знаменитое высказывание: «Архитектура — это застывшая музыка». В такой афористичной форме Гёте выразил идею о том, что принцип соотношения гармоник приложим и к области конструкций и сооружений. А что уж говорить об всем известном «золотом сечении» Леонардо Да Винчи.

ffffffff-1218558502

Далеко не все формы, встречающиеся в геометрии и природе, подчинены закону гармонических соотношений, но, по мнению Кайзера, именно формы, соотносящиеся с гармоническими рядами, представляются нам наиболее красивыми.

Особенной соразмерностью и гармоничностью отличаются те конструкции, между составными элементами которых существует соотношение, основанное на октаве (2:1), кварте (3:2) и терции (5:4). Этот закон был прекрасно известен в древних школах мистерий. Не случайно самые прекрасные из афинских, римских и египетских храмов основаны именно на этих пропорциях.

Есть над чем задуматься: гармония в музыке объясняет все науки самым простым, доступным для понимания даже ребенку, природным способом. Вероятно, что в «учёные» есть смысл брать людей только с музыкальными способностями, потому как от остальных толку будет мало. Как ни странно, но история это подтверждает.

Киматика — это наука о формообразующих свойствах волн, типично ассоциируется с физическими образцами, возникающими от взаимодействия звуковых волн с неорганической материей.

video

Понятие «киматика» было введено швейцарским учёным Хансом Йенни (Hans Jenny), полученного от греческого «kyma» («κύμα») — «волна», «ta kymatica» («τα κυματικά «) — «вопросы, имеющие отношение к волнам». Девять лет жизни Ханс Йенни посвятил изучению воздействия звука на неорганическую материю, фиксируя результаты на фотопленке.

Он размещал на стальных пластинах различные вещества — воду или иные жидкости, пластмассу, смолу, глину, пыль — и приводил пластины в колебательное движение с различной частотой. Фактически он продолжил работу немецкого ученого Эрнста Хладни (1756 — 1827), также проводивший эксперименты со звуком.

Хладни насыпал песок на стеклянную пластину и водя по краю пластины смычком, заставлял песчинки на стекле складываться в прекрасные симметричные узоры. Среди сотен фотоснимков, сделанных им и его помощниками, есть изображения, подобные по форме морским звездам, органам человеческого тела, микроорганизмам и обитателям подводного мира, состоящих из кусков обычной пластмассы, пыли и других субстанций.

Один из более сложных экспериментов Йенни был проведён с вибрирующей капелькой воды, содержащей мелкие частицы, эти частицы формировали трёхмерную звезду или двойной четырёхгранник в кругах.

Чем выше частота вибраций, тем сложнее формы, а некоторые из них имеют подобие традиционным мандалам и кругам на полях.

3830-004 Высказываются вполне обоснованные предположения, что круги на полях образуются в результате большой энергии звука раскатов грома во время грозы, неповторимых, как и сами эти круги. Однако версия про НЛО кажется более симпатичной. Но не будем отвлекаться.

Есть наглядное неоспоримое доказательства того, что звук обладает способностью творить форму. Неодушевленные предметы — капли воды, шарики смолы и другие материалы в опытах доктора Йенни, — подвергнутые воздействию звуковых волн, сами приходили в волнообразное движение, после чего постепенно обретали четкие очертания.

Бесформенные комки, пронизанные звуком, бились и пульсировали. Казалось, будто они состоят из живой плоти и дышат. Как только звук стихал, всякое движение прекращалось, и на пластинах снова лежали бесформенные комки неорганической материи.

Во втором томе «Киматики» доктор Йенни пишет: «Теперь уже не вызывает сомнений, что и в сфере неорганической материи, и в мире живой природы действуют одни и те же законы гармонической организации… Во-первых, мы наглядно показали, что гармонические системы, представленные в наших экспериментах, возникают под действием колебаний в форме интервалов и гармонических частот».

В соответствии с теорией доктора Йенни между гармониками и гармоническими структурами существует взаимосвязь. Различные неорганические субстанции обретали форму под воздействием гармоник с различной частотой колебаний, образующих между собой гармонические интервалы.

Подобного же эффекта добилась Барбара Хироу с помощью лазера. Она крепила зеркало к акустической системе. Когда система производила два звука с разной частотой колебаний, зеркало начинало вибрировать. Затем на зеркало направляли лазер.

7d0669dd79188b17a9b570a890edd63c Луч его отражался на экране, воспроизводя на поверхности образы, возникавшие под действием звука. На данный момент подобным образом устроены лазерные установки для концертов и танцплощадок. Оказалось, что интервалы, образованные гармоническими рядами, порождают устойчивые и геометрически совершенные формы державшиеся на экране до тех пор, пока звук не смолкал.

Негармонические же интервалы порождали формы, геометрически несовершенные и неустойчивые, быстро распадавшиеся. Результат был особенно ярким в тех случаях, когда звук содержал выразительные гармоники (обертона).

Под впечатлением книги Йенни композитор Элвин Лакир (Alvin Lucier) написал композицию «Queen of the South». Работа Йенни была продолжена Центром Продвинутого Визуального Изучения (CAVS), который основал Гиорджи Кепес (Gyorgy Kepes) в Институте Технологии Штата Массачусетс (MIT). Он приводил в состояние вибрации металлический лист, в котором были маленькие отверстия. Через эти отверстия пропускали горящий газ, который образовывал термодинамические образы.

Киматика наглядно показывает нам, что вибрация организует материю.

Не стоит забывать, что любая материя состоит из мельчайших частиц энергии, которые постоянно находятся в движении и имеют свои уникальные характеристики. Все химические элементы периодической таблицы можно расписать нотными знаками. Пользуясь такой таблицей реструктурировать кристаллическую решетку вещества не составит никакого труда. Почему бы не придать ему другие свойства, к примеру, не повысить октановое число топлива?

Поиски геометрически стабильных музыкальных интервалов — это ключ к созданию новых материалов, сверхпрочных сплавов и это далеко не предел открывающихся возможностей.

Вибрация — это творческая сила организующая бесконечное множество живых форм в любой среде по законам Вселенской гармонии.

из книг Джонатана Голдмана «Целительные звуки».

«Звук Творит Форму Живой Материи»: 5 комментариев

    1. Ilya Kolovsky Автор записи

      I also marvel at the impressive and surprising beauty, consistency and harmony of the nature and structure of the world of divine relaxation.
      Thank you for your comment! 🙂

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.